Наш телефон:
+7 (8512) 69-00-44
Электронная почта:
centr-bogolep@mail.ru
Случайное фото
Видеоролики

От Петра I до наших дней

   Реформы Петра I впервые противопоставили светскую и духовную жизнь, и в том числе светское и духовное образование. Состояние школьного дела не устраивало реформатора ни количеством школ, ни содержанием образовательного процесса. Император в 1714 году издает указ, по которому обязывает губернские власти открывать школы, в которых помимо духовных предметов, изучались бы арифметика, геометрия, навигация и т.д. В астраханской губернии приступили к исполнению данного указа лишь в 1722 г. Распоряжением Адмиралтейской коллегии 6 июня 1722 г. на территории Иоанно - Предтеченского монастыря, была открыта Цифирная школа. Здесь было собрано до 50 учеников для обучения «цифири и некоторой части геометрии». 19 из этих учеников были «поповскими и диаконскими детьми». Остальные ученики - детьми разночинцев, проживавших в городе. Для преподавания этих предметов из Петербурга был прислан учитель Иван Трофимов – воспитанник Петербургской академии. До этого времени не известно о существовании в монастырских стенах учебного заведения, более того современные исследователи говорят о том что это школа положила начало «регулярного по регламенту образования детей в Астрахани». Однако, в силу не простых тогда церковно-государственных отношений достаточно скоро школа в монастыре была закрыта. К сожалению, достаточно долго в церковной среде того времени существовало предубеждение к светским наукам, их считали в духовной жизни не полезными и даже вредоносными.

   27 октября того же года указом Священного Синода предписано было «объявить церковникам, что дети их от арифметических школ и прочих светских наук освобождены, так как по духовному регламенту таких детей в архиерейских школах учить определено». Вследствие этого указа, по распоряжению епископа Астраханского Иоакима детей духовенства забрали из школы, а учителя Ивана Трофимова с остальными учениками из монастыря выселили.

   Возобновлению школьного обучения монастырь обязан архимандриту Никодиму (Ленкевичу), первому миссионеру в Астраханском крае. Его с полным основанием можно назвать просветителем калмыков. Он проповедовал им евангельские истины и своей задачей ставил дать им возможность лучше познать полноту и основания христианской жизни. Для этих целей при монастыре была учреждена школа для калмыцких детей. В «Материалах для новой истории Кавказа» П.Г.Буткова читаем:

   В Санкт-Петербурге, 24 февраля. По силе полученного из Москвы известия, 1732 г. № 16, четверток, 24 февраля, обретающийся в Астрахани Ивановского монастыря архимандрит Никодим Ленкевич, приведя в христианство Петра Тайшу и многих калмыков, представлял Синоду учредить там для калмыцких детей школу для обучения русскому и калмыцкому языкам и вероисповеданию. Синод сие одобрил и ученикам определено из казны то же содержание, какое дается солдатским детям, обучающимся в гарнизонах.

   В марте 1732 года Преосвященному Иллариону особым указом предписывалось давать калмыцким детям, особенно тем, которые будут преуспевать в науках, стипендию. На всех даже ассигновалось 300 рублей. Повелевалось даже выстроить для школы особое здание. Архимандрит Никодим уповал на то, что, став добрыми христианами, новообращённые калмыки смогут «слиться воедино с коренным русским населением, обитавшим в крае». По тем временам такие намерения вполне отвечали политике России в Астраханском крае. Но в 1734 году Священный Синод удовлетворил прошение архимандрита о его отставке по старости. С его отъездом школа лишилась своего отца и благодетеля, пришла в упадок и прекратила своё существование на долгие годы.

   В архивах сохранились сведения, что в 1791 году монастырь принимал на обучение детей бедного духовенства, но регулярное школьное обучение в Иоанно– Предтеченской обители началось только в 1875 году. Школа в то время не имела собственного здания, и обучение детей (всего их насчитывалось 15)происходило в одной из келий. С 1884 года в Астраханской епархии начинается новый период в устройстве школ. К этому году особая комиссия при Святейшем Синоде, состоящая из членов Духовного Ведомства и Министерства Народного Просвещения, составила «Правила о церковноприходских школах». Были изданы учебные программы, составлены правила, распоряжения и положения, касающиеся учебно-воспитательных, административных и других отношений.

   Преосвященный Евгений (Шерешилов), желая объединить в Астрахани все просветительные заведения под своим непосредственным надзором и руководством, основал в Астрахани Кирилло-Мефодиевское общество ревнителей веры, просвещения и нравственности в духе святой Православной Церкви. Устав Общества был утверждён 31 марта 1885 года, и 7 апреля того же года общество было открыто. Оно объединило в себе миссионерство, вне богослужебные чтения, епархиальную библиотеку, книжный склад, издательство Епархиальных Ведомостей и церковно-школьное дело.

   В программу церковноприходских школ входили закон Божий, арифметика, русский язык, чистописание, начала русской истории. Большое внимание уделялось церковнославянскому чтению и развитию церковного пения. Поощрялось участие в богослужениях. Учителя пения назначались Епархиальным Училищным Советом. Перед началом учения, за четверть часа до урока, исполнялась утренняя молитва по Часослову в присутствии учителя, а иногда и законоучителя. Законоучителями церковноприходских школ состояли священники тех церквей, при которых они существовали. В Иоанно-Предтеченском монастыре был законоучитель из мореходного училища некто В. Коханов.

   В 1886 году в Ивановской обители строится особое каменное здание с помещением для учителя и настоятельский дом. Церковноприходская школа размещается в его нижнем этаже. В сохранившейся метрике обители за 1887 год уже значится одноэтажный каменный флигель школы.

   Начиная с 1888 года, на содержание школы Иоанно-Предтеченская обитель выделяла из своих средств ежегодно по 15 рублей. В 1892 году в школе при монастыре обучалось 40 учеников.

   В следующем 1893–1894 учебном году церковноприходскую школу монастыря посещали 68 мальчиков.

   Наступил 1917 год…Революционные потрясения страны и Церкви коснулись естественно и школы: декрет совета народных комиссаров так и назывался «об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23.01 1918 г.» Этим документом Церкви практически запрещалось вести любую образовательную деятельность: «Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы - не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом». Заботой преосвященного еп. Леонтия (Фон-Вимпфена), который исполнял обязанности настоятеля монастыря в то время, школа существовало ещё некоторое время, и окончательно прекратила свою деятельность со смертью владыки в 1919 г.