Наш телефон:
+7 (8512) 69-00-44
Электронная почта:
centr-bogolep@mail.ru
Случайное фото
Видеоролики

Капля воды

Творчество Сосредоточенные лица, тихий скрип грифеля по бумаге. В центре культуры и просвещения «Боголепъ» урок живописи. Сегодняшняя тема: «Книжная графика». На доске образец: рисунок, на котором дом, деревья и трава. С помощью простого карандаша или даже шариковой ручки этот бесхитростный пейзаж можно сделать выразительным. Атмосфера творческая и вполне демократичная. Можно задавать вопросы, делиться впечатлениями. Учитель Петр Николаевич Жуков проходит между рядами и, заглядывая в детские работы, поощряет своих питомцев.

Что душе угодно, то и рисуйте Вот этим – «что душе угодно» - метод преподавания Петра Жукова отличается от общепринятых. Как и сама программа. Ему хочется научить своих воспитанников многому, поэтому графика соседствует с театральной бутафорией, живопись с уроками поделок из папье-маше. Если вдруг на уроке становится скучно – можно поменять тему и заняться тем, что интереснее сегодня. Здесь принимают всех желающих. Талант, считает Жуков, есть у каждого, просто до поры до времени он дремлет. И может так и не проявиться, а может заявить о себе достаточно громко. Только суть не в этом, а в том, как человек распорядится своим даром, для чего он ему пригодится. В разговоре с Петром Николаевичем мы не раз будем возвращаться к этому.

В тот момент готовились к Пасхе, на стеллажах и окнах художественной мастерской необычайной красоты разукрашенные яйца, макеты храмов. Ну кто догадается, что в качестве «бревен» в дело пошли обыкновенные макароны? Необычные материалы – это фишка Жукова. Когда он преподавал в школе искусств в Красном Яру, то вместе с ребятами всю округу очистил от пластиковых бутылок да картонных коробок, бросовый материал пошел в дело: огромных роботов изготовили, фантастическое оружие. Когда оно висело на стенде, смотрелось очень серьезно. Настолько, что районный военком посетил выставку, дабы удостовериться: бутафория.

На почве преображения мусора несколько лет назад мы с Петром Николаевичем и познакомились. Сначала он принес в редакцию фотографии, потом я увидела эти произведения на нескольких выставках, где ребята получили дипломы, а школа - грант министерства образования.

«Ведь что забавно, - говорит Жуков, - учатся дети правильно предмет рисовать, а как до стенгазеты дело дойдет, так в растерянности: как ее рисовать? Не учили этому! Мои могут и стенгазету, и костюмы для постановки сделать, и маски театральные. Когда вместе что-то мастерим – дети по-другому раскрываются. Да и вообще здорово, когда шебутные пацаны не на улицу стремятся, а в мастерскую. Да и вообще… ничего не умели, вдруг смотришь, что-то получается. Они счастливы, и я рад».

 У Жукова наличествует педагогический дар, и это ни у кого не вызывает сомнений. Все, кто бывал на его уроках, отмечают и особую интонацию, и особый подход к ученикам – большим и маленьким.

За недолгий срок работы мастерской юные художники центра «Боголепъ» стали лауреатами ХХ телевизионного фестиваля «Золотой ключик», дипломантами областного детского конкурса изобразительного искусства, а на днях педагогический талант самого Петра Николаевича, который он продемонстрировал в областном конкурсе преподавателей художественных школ «Призвание», был отмечен специальным дипломом регионального благотворительного фонда Марии Максаковой.

Это особая история. На конкурс надо было представить презентацию урока. Да вот незадача – флешка закапризничала и не открылась. Что делать? «А давайте я прямо здесь проведу урок», - предложил Петр Николаевич. На сцену ТЮЗа вынесли по его просьбе три стола и стулья – вот вам и класс. Ребята, что пришли поболеть за учителя, заняли свои места. А Петр Николаевич достал из пакета нарезанный на кусочки пенопласт – все это было готово к настоящему уроку, который он собирался провести по расписанию в творческой мастерской. Такое вот удачное стечение обстоятельств. И впрямь, что ни делается, все к лучшему. Потому что Жуков, увлеченный уроком, чувствовал себя как рыба в воде (объясняя, рассказывая и показывая, для него действительно не имеет значения, в каких стенах это происходит). И ребята не робели, потому что были заняты делом: собирали человечков из пенопласта и проволоки, а потом и рисовали человечков в динамике, благо пенопластовая скульптурка позволяла разглядеть любые движения со всех точек. Живые, не постановочные, уроки сегодня увидеть практически невозможно. Так что Петр Николаевич сумел произвести впечатление на жюри, совершенно не стремясь к этому.

У него-то стремление другое. «Задача моя, - говорит, - не грамоты получать, а научить детей масштабно мыслить. Ведь настоящий художник - личность многогранная. Ну, образно говоря, научить их видеть целый мир в обычной капле воды. Это дано не каждому. Интернет, новые технологии, всякие электронные соблазны наносят душе урон. Вот какие современные дети сегодня? Неуправляемые, агрессивные. Маленькие, а уже зашлакованные. А как им помочь остаться детьми, сохранить детское восприятие мира? Я не инфантильность имею в виду, а непосредственность и искренность, и делаю для этого то, что могу».

Тут еще надо сказать вот о чем. Дети, которые занимаются в центре «Боголепъ», ходят в храм. И для них рисование – это тоже вера. В добро, красоту, любовь. «Рисуют они с душой, потому что умиротворенность, рассудительность, спокойствие, которые они приносят после церкви сюда, гораздо ближе естеству человека, - рассуждает учитель. - Но им трудно, по-моему. Они ведь не в вакууме живут, а жизнь вокруг, сами знаете, какая. Хотя они сильные. У меня порой ощущение, что я сам от них заряжаюсь».

Марина Паренская

Источник: газета "Волга" №63 (07.05.2013 г.)